Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Тренд на «натуральное энергохозяйство»

23 / 12 / 2020

Распределенная генерация постепенно продолжит увеличивать долю на рынке

По данным Системного оператора ЕЭС, за 11 месяцев 2020 года выработка электростанций промышленных предприятий составила 59,1 млрд кВт*ч, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Данный тренд демонстрирует медленный, но уверенный рост доли распределенной генерации на российском рынке электроэнергии.

Как отмечают участники конференции «Распределенная генерация: современное состояние, перспективны развития», прошедшей в рамках РЭМФ-2020, динамика цен на ОРЭМе будет только стимулировать, причем без всяких дополнительных мер поддержки государства, все больше промышленников «уходить» в собственное производство электроэнергии.

Лучшая мотивация

В этом году исполнилось 100 лет плану ГОЭЛРО, согласно которому объекты генерации строились рядом с крупными потребителями энергии. Однако спустя век условия резко поменялись, и даже те энергоемкие предприятия, которые находятся в пределах централизованной энергосистемы, начали выбирать распределенную генерацию, что обусловлено возможностью использовать побочные продукты производства в качестве топлива, а также простотой планирования потребления электроэнергии. Однако главный стимул — это экономия средств.

«Уже все понимают, что собственная генерация обходится дешевле, — утверждает директор Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Дмитрий Пигарев. — В последние годы доля распределенной генерации на рынке растет неплохими темпами — около 4-5% в год. Это интенсивнее, чем темпы роста потребления энергии по ЕЭС России. По нашей оценке, сегодня доля распределенной генерации составляет около 6-7% рынка. Разница между покупной и собственной энергией сейчас составляет 30%. По нашим прогнозам, к 2023 году она достигнет 40%, а к 2027-му — 50%. Это основная причина, почему все «бегут» из сетей».

По словам Дмитрия Пигарева, за последние 10 лет в России было построено много электростанций, но наиболее распространенным инструментом на ОРЭМе был ДПМ: в 2013 году на ДПМ приходилось 7% всех платежей, а по итогам 2019 года доля дошла до 33%.

«Это формирует нерыночную надбавку для потребителей, — отмечает Дмитрий Пигарев. — Сегодня у нас есть программы по модернизации генерирующих мощностей, и за счет этих программ цена на электроэнергию будет расти быстрее инфляции. К 2025 году мы ожидаем новые программы по поддержке ВИЭ-генерации и строительства станций в неценовых зонах. Но вся эта нагрузка ляжет на потребителя».

Не только мелкие

Пока, по большому счету, на собственную генерацию электроэнергии переходят только малые и средние предприятия. Несмотря на декларативные заявления пяти- и десятилетней давности от крупных энергоемких промышленников, которые планировали уйти с ОРЭМа, по факту этого не случилось.

По мнению экспертов, это связано с тем, что проекты собственной генерации нетиповые. Поэтому сам переход может обойтись потребителю довольно дорого, что существенно увеличит инвестиционный цикл проекта. Между тем удачные примеры все же встречаются. Например, компаниям, которые сами производят и обслуживают газотурбинные двигатели и оборудование, проще перейти на собственную генерацию.

«Мы наблюдали постоянный рост тарифов на ОРЭМе и пришли к выводу, что наиболее затратная часть наших расходов — это плата за тепло и электроэнергию, — рассказал заместитель директора продуктовой группы ГЭО — начальник Департамента ДГЭО, АО «КМПО» Артем Шинкарев. — Поэтому было принято решение построить на предприятии собственную котельную. А затем и собственную электростанцию, работающую в когенерационном режиме с возможностью выдачи излишков электроэнергии во внешнюю сеть. Тепловая энергия используется для отопления, горячего водоснабжения и технических нужд. По нашим расчетам, ввод ГТУ с учетом продажи излишков электроэнергии позволит экономить около 40% затрат на тепло и электроснабжение.

Территориальные особенности

Любопытно, но наиболее всего распределенная генерация сегодня развита именно в регионах, входящих в единую энергетическую зону. Специалисты объясняют это бОльшим количеством промышленных предприятий в данных регионах, а также инфраструктурными особенностями. В данном случае речь идет о непосредственной близости к системе газоснабжения — очевидно, что газ обходится дешевле.

«С 2013 года цена электроэнергию и тарифы на передачу росли быстрее в два раза, чем тарифы на газ, — подчеркивает Дмитрий Пигарев. — И мы видим, что такая тенденция сохранится и в дальнейшем: цены на газ будут расти примерно на 3% в год, а на электроэнергию из внешних сетей — на 5%. То есть экономика проектов распределенной генерации будет только улучшаться».

Что касается отдаленных территорий, где потребность в распределенной генерации обусловлена, скорее, необходимостью, нежели желанием сэкономить, то пока данное направление развивается стихийно и часто с экономической точки зрения довольно затратное. В связи с этим, по словам управляющего директора АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Василия Потемкина, была разработана концепция привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации на удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики.

«Очевидно, что распределенная генерация в таких местностях — это точка привлечения инвесторов, — считает Василий Потемкин. — К примеру, на Дальнем Востоке достаточно много объектов распределенной генерации, однако они требуют модернизации. В процессе работы над концепцией мы общались с инвесторами, экспертами. На сегодня есть план Дмитрия Козака 2019 года по модернизации неэффективной генерации (угольной и мазутной), но конкретных механизмов нет. В данном случае привлечение частных инвесторов может исправить положение.

В чем главные идеи концепции? Во-первых, нужно дать больше самостоятельности регионам и муниципалитетам в плане определения наиболее оптимального вида генерации на той или иной территории. Во-вторых, необходимо начать относиться к распределенной генерации как к объектам ЖКХ, при условии что объекты генерации не будут выдавать излишки электроэнергии в общую сеть. И предусмотреть условия софинансирования проектов, как это происходит в ЖКХ. Концепция уже одобрена Минэнерго и профильным комитетом в Госдуме. Надеемся, что в ближайшем будущем она будет принята».

Источник: https://www.eprussia.ru/epr/404/8212458.htm


Поделиться: