ВИЭ возможно интегрировать в единую систему с любым видом генерации
В предыдущем номере ЭПР (№ 07 (387) мы поднимали тему модернизации неэффективной генерации в изолированных энергорайонах страны, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии.
Этот вопрос действительно актуален для отрасли, что подтверждают отклики профессионального сообщества, поступающие в редакцию. Сегодня своим мнением делится заместитель генерального директора ООО «Альтрэн» Дмитрий Степанов.
Правовая база
– Попытки заместить дизельную генерацию на ВИЭ в России начали предприниматься довольно давно, но первые проекты были не очень удачные в силу различных обстоятельств, – рассуждает эксперт. – Например, применение оборудования, не адаптированного для использования в суровых климатических условиях, привело к частым остановкам, поломкам и малой эффективности. Из последних можно рассказать о проектах «РусГидро» в Усть-Камчатске и в Тикси: в каждом из этих населенных пунктов установлены японские ветроэнергетические установки мощностью 300 кВт. Но эти проекты не имеют экономики, так как оборудование было передано безвозмездно в рамках российско-японского сотрудничества.
Если же говорить непосредственно о проектах с учетом экономической эффективности и окупаемости для инвесторов, то правовая база была заложена только в январе 2019 года, когда было принято Постановление Правительства № 64 об установлении долгосрочных тарифов. Фактически был открыт рынок для реализации проектов по схеме энергосервисного контракта. В рамках этого документа уже реализовано несколько проектов в Тыве с применением солнечных панелей, строятся проекты на Чукотке, также с применением солнечных панелей. Проектов с применением ветроэнергетического оборудования, реализованных в этом правовом поле, пока нет.
Особенностями таких проектов, отмечает Дмитрий Степанов, является то, что в течение 10 лет инвестору происходит возврат инвестиций в размере стоимости сэкономленного топлива. То есть за этот период как таковой экономии не будет. Далее оборудование передается балансодержателю ДЭС и до окончания срока службы, а это еще 10‑15 лет, возможно снижение затрат на энергообеспечение за счет использования ВИЭ, которые не потребляют топлива, и чем выше доля ВИЭ, тем большую экономию можно получить.
– Наша компания ведет разработку нескольких проектов с применением ветроэнергетического оборудования и, совместно с партнерами, планирует приступить к реализации одного из них в этом году, – подчеркнул спикер. – Особенностью данного проекта является применение нескольких ветроэнергетических установок средней мощности, адаптированных для арктического климата и не требующих тяжелой строительной техники для монтажа.
Параллельно с уже действующим законодательством, в рамках реализации Плана по модернизации неэффективной дизельной и прочей генерации в изолированных и труднодоступных регионах, ведется разработка нормативной базы для проведения конкурсных отборов.
Утвержденного решения пока нет, но наши расчеты показывают, что за 25 лет действия программы возможно достичь суммарной экономии до 50 млрд рублей. Условия реализации такой программы сейчас обсуждаются рабочей группой под руководством Минэнерго РФ.
Расчеты показывают
Дмитрий Степанов делает акцент на том, что особенностью ВИЭ, если мы говорим про ветряную и солнечную энергетику, является зависимость от климатических условий: либо скорости ветра, либо уровня солнечной инсоляции. И итоговая эффективность данных видов ВИЭ напрямую зависит от этих параметров. Например, увеличение среднегодовой скорости ветра с 3‑4 м / с до 7‑8 м / с на оси ветроколеса переводит проект с абсолютно не окупаемого до окупаемости в течение четырех-пяти лет.
– Следовательно, применение ВИЭ оправдано там, где есть высокий ветровой или солнечный потенциал, – комментирует Дмитрий Степанов. – Для определения таких территорий есть общие карты ветровых районов или уровня солнечной инсоляции. Но для конкретной точки необходимы свои специализированные расчеты, в том числе расчеты капитальных затрат на строительство объекта ВИЭ, по итогам которых будет понятно, целесообразно применять ВИЭ или нет.
ВИЭ возможно интегрировать в единую систему с любым видом генерации, буфером между ними являются накопители энергии. Но при данном уровне развития технологий и их стоимости пока очень дорого строить генерацию только на ВИЭ, необходимо рассматривать включение традиционной генерации на дизеле, мазуте или угле.
Поэтому, если мы говорим именно о модернизации неэффективной генерации, надо рассматривать строительство автономных гибридных энергосистем, которые включают в себя и ВИЭ, и накопители, и новые ДЭС. Только в этом случае сможем подготовить максимально эффективное решение в расчете на минимальную стоимость выработки кВт•ч с учетом возврата инвестиций на протяжении длительного периода.
Потенциальная эффективность
Дмитрий Степанов напоминает: все действующие дизельные электростанции, а именно они и являются основным объектом генерации энергии, можно разделить на три группы. Первая – с привлекательным ветровым или солнечным потенциалом. Для этой группы объектов уже созданы все условия для захода частного инвестора, и именно к таким объектам сейчас основной интерес. Но в общем объеме рынка это незначительный сегмент.
– По нашим оценкам, это около 15‑20 % от всех ДЭС, которые обеспечивают электроснабжение населенных пунктов. Общая мощность таких ДЭС около 800 МВт, или около 900 станций, – добавляет он.
Вторая группа объектов – там, где средний ветровой или солнечный потенциал. Такие проекты будут интересны частным инвесторам только в случае снижения стоимости заемных денег или значительного роста стоимости дизельного топлива.
Третья группа – там, где ВИЭ неэффективны. На этих объектах модернизация за счет ВИЭ нецелесообразна.
– Для первой и второй группы очень важно содействие региона для повышения привлекательности для инвестора. Это может быть предоставление налоговых льгот, содействие в выделении земельного участка для строительства, содействие в установлении контактов в муниципалитетах и в организации конкурсных отборов, содействие в строительстве, создание рыночных условий для привлечения местных субподрядчиков, – рассуждает спикер. – Пока на этом рынке представлено очень мало инвесторов.
Многие иностранные и российские компании активно проявляют интерес к проектам такого рода. При этом сказать однозначно, насколько более эффективными становятся модернизированные объекты, по мнению Дмитрия Степанова, сложно:
– Каждый конкретный случай необходимо рассматривать отдельно. При доле ВИЭ в размере 25‑30 % от мощности ДЭС экономия на топливе по окончании срока возврата инвестиций может достигать 30‑40 %, – резюмировал он.
Источник: www.eprussia.ru